Посольство Российской Федерации в Республике Камерун
+237 222-20-78-91; +237 697 06 67 04; +237 682 30 81 77
Консульский отдел: +237 222 20 73 00
/

Пенсии и материнский капитал

Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. № 1386 (далее - Положение), а также международными договорами Российской Федерации. 

Право на получение страховой пенсии в случаях, предусмотренных законодательством, имеют как российские, так и иностранные граждане и лица без гражданства

В случае выезда на проживание за пределы Российской Федерации гражданин, лично или через представителя, не ранее чем за один месяц до дня выезда за пределы Российской Федерации подает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, либо в МФЦ по месту выплаты пенсии или через ЕПГУ заявление о выезде.

Российские граждане, уже проживающие за границей, подают заявление о выезде, а в случае нового назначения пенсии - заявление о назначении пенсии.pdf (образец заполнения) и о доставке пенсии(образец заполнения) лично либо через уполномоченного представителя в любой территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР) независимо от места жительства или непосредственно в СФР. Документы также могут быть направлены в СФР по почте в Департамент социального обеспечения при переселении и интеграции (почтовый адрес: 119991, г.Москва, ул.Шаболовка, д.4, стр.1, ГСП-1).

Если копии документов представляются в СФР без приложения оригиналов документов, то их верность должна быть засвидетельствована нотариально консульским должностным лицом. 

Участие консульских учреждений Российской Федерации в передаче упомянутых документов в СФР не предусмотрено. 

Продление выплаты пенсии гражданам, которые по учетам СФР числятся выехавшими на постоянное проживание за рубеж, производится ежегодно при условии представления один раз в год в СФР или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых. 

Бланки заявлений, а также перечень необходимых документов размещены на сайте https://sfr.gov.ru/grazhdanam/pensionres/pens_zagran/~7887.

Для удобства граждан, выехавших за рубеж и реализовавших свое право на российскую пенсию, на сайте СФР в "Личном кабинете гражданина" реализованы электронные сервисы "О назначении пенсии", "О произведенных выплатах", "О статусе направленных в СФР документов", "О пенсии для граждан, проживающих за границей", "О выплатах для граждан, проживающих за границей", позволяющие практически в онлайн-режиме получать информацию о назначении и выплате пенсии, а также о движении представленных гражданами документов в системе СФР. 

Способы подтверждения факта нахождения гражданина в живых

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем личной явки гражданина в консульский отдел посольства России в Камеруне. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина.pdf (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде. 

Исключается возможность оформления акта дистанционно (посредством видеосвязи, по телефону или любыми другими способами, не предусмотренными действующим российским законодательством) либо по устному поручению заявителя или по доверенности. Если по каким-либо причинам (в том числе по состоянию здоровья) пенсионер не имеет возможности лично явиться в загранучреждение, акт о личной явке может быть составлен консульским должностным лицом в ходе выездного консульского обслуживания

В соответствии с п.11 Положения для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и его законного представителя, т.е. составляются и передаются в СФР два акта о личной явке. При этом факт нахождения в живых лиц в возрасте до 18 лет либо совершеннолетних недееспособных граждан может быть подтвержден только в случае их личной явки в консульский отдел вместе с законными представителями/опекунами.

В отсутствие у заявителя возможности лично явиться в консульский отдел документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть выдан компетентным органом (должностным лицом) Республики Камерун. В этом случае заявитель самостоятельно направляет его в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. Следует иметь в виду, что такой документ должен быть легализован, а верность его перевода на русский язык - засвидетельствована в нотариальном порядке консульским должностным лицом

Получатели пенсии, постоянно проживающие за рубежом, в период пребывания на территории Российской Федерации могут подтвердить факт нахождения в живых путем личной явки в СФР или в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть также выдан нотариусом на территории Российской Федерации

Проживающие за рубежом пенсионеры могут подать заявление по продлению выплаты пенсии с использованием сервиса биометрии

Государственная услуга СФР "Продление выплаты пенсии проживающим за пределами РФ" размещается на портале Госуслуг по адресу: http://gosuslugi.ru/625982/1/form

Для получения услуги обязательно наличие у заявителя подтвержденной учетной записи на ЕПГУ, усиленной неквалифицированной электронной подписи, полученной в приложении "Госключ", подтвержденной биометрии (требуется личное посещение кредитного учреждения (банка) на территории Российской Федерации с паспортом и СНИЛС). 

Подать заявление возможно только посредством компьютера с работающими веб-камерой и микрофоном через портал Госуслуг для подтверждения личности по биометрии. Поданное заявление подписывается в приложении "Госключ", установленном на телефон или планшет, в течение 24 часов после подачи. Регистрация в приложении "Госключ" осуществляется с тем же номером телефона, который привязан к учетной записи на ЕПГУ. После подписания заявление будет автоматически отправлено в СФР. Уведомление о поступлении заявления в СФР придет в личный кабинет на ЕПГУ. 

На портале RUTUBE размещен обучающий ролик с пошаговой инструкцией, как безошибочно подать такое заявление: https://rutube.ru/video/781308c58391c58622c395a6d51bdbca/.

Способы выплаты пенсии

Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях гражданину либо его представителю (законному представителю несовершеннолетнего или недееспособного лица, организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, доверенному лицу) путем зачисления полномочным органом на счет в кредитной организации, через организацию почтовой связи либо через иную организацию, осуществляющую доставку пенсии. Способ выплаты пенсии выбирается заявителем при заполнении заявления о выезде за пределы России либо заявления о доставке пенсии. 

При невозможности перевода за рубеж пенсий по причине введения в отношении России ограничительных мер экономического характера СФР направляет в адрес пенсионера соответствующее уведомление с информацией о возможности подачи заявления об осуществлении соответствующих выплат в российских рублях на территории Российской Федерации.


Заявление может быть подано пенсионером в СФР в письменной форме или в форме электронного документа через портал СФР с указанием реквизитов счета, открытого в кредитной организации на территории Российской Федерации, в орган, осуществляющий выплаты. Если заявление не поступит, то выплата пенсии будет приостановлена. После снятия ограничительных мер экономического характера, препятствующих переводу пенсий и иных выплат за границу, их выплата будет восстановлена с доплатой за все прошлое время

Лица, подавшие заявления о выплате пенсий на территории Российской Федерации в связи с невозможностью их перевода за рубеж, после снятия соответствующих ограничительных мер смогут обратиться с заявлением о выплате пенсий в прежнем порядке, то есть путем перевода за пределы Российской Федерации. 

Приостановка и возобновление выплаты пенсии

При неподтверждении факта нахождения гражданина в живых и (или) факта выполнения оплачиваемой работы выплата пенсии приостанавливается (прекращается). 

В случае если ранее была приостановлена (прекращена) выплата пенсионных начислений, то при последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет. При этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии.

Материнский капитал

Право на получение материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от их места жительства: 

  • женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 01.01.2007 года, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки; 
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007 года. 

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. 

Средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут быть использованы на

  • улучшение жилищных условий; 
  • получение образования ребенком (детьми);
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. 

Исходя из норм Федерального закона от 2912.2006 г. № 256-ФЗ, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала возможно только на территории Российской Федерации

Необходимые документы

  1. Заявление  (рекомендации по заполнению). 
  2. Документ, удостоверяющий личность, место жительство.
  3. Документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (если сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность). 
  4. Документ, удостоверяющий личность, место жительства и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя). 
  5. Документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей. 
  6. Документ, подтверждающий смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. 
  7. Документ, подтверждающий смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. 

Согласно статье 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ документы, выданные компетентным органом иностранного государства и представляемые в целях реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 


Нормативно-правовые акты:

Порядок получения СНИЛС лицами, проживающими за рубежом

Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Для открытия индивидуального лицевого счета гражданину, его законному представителю (или уполномоченному представителю) необходимо обратиться в любой территориальный орган СФР или МФЦ, заполнив анкету зарегистрированного лица: 

К анкете представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К анкете, поданной от имени гражданина его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документ, удостоверяющий его личность

В случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, к заявлению дополнительно прилагаются доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя

Граждане, проживающие за пределами Российской Федерации, могут направить указанные документы в СФР по почте, при этом следует иметь в виду, что подпись на заявлении и верность копий документов должны быть нотариально засвидетельствованы консульским должностным лицом.

Контакты СФР

Личный прием граждан, проживающих за границей (их доверенных лиц), и прием документов от них осуществляется Департаментом социального обеспечения при переселении и интеграции по адресу: г.Москва, ул.Анохина, д.20, корп.А (станция метро "Юго-Западная"). 

Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, можно направлять в СФР по адресу: 119991, г.Москва, ул.Шаболовка, д.4, стр.1, ГСП-1 или через онлайн-приемную на сайте СФР https://social-insurance.sfr.gov.ru/reception_desk/request/.

За консультацией также можно обратиться по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента: +7 (495) 987-80-30.