Посольство Российской Федерации в Республике Камерун
+237 222-20-78-91; +237 697 06 67 04; +237 682 30 81 77
Консульский отдел: +237 222 20 73 00
/

Практика регистрации актов гражданского состояния в Республике Камерун

В Республике Камерун регистрация актов гражданского состояния регулируется Указом № 81/002 от 29.06.1981 г. «Об организации регистрации гражданского состояния и о положениях, применяемых в отношении гражданского состояния физических лиц» и Законом № 2011/011 от 06.05.2011 «О поправках и дополнениях к некоторым положениям Указа № 81/002 от 29.06.1951 г. «Об организации регистрации гражданского состояния и о положениях, применяемых в отношении гражданского состояния физических лиц»». 

1. Государственная регистрация рождения.

Компетентными органами, осуществляющими регистрацию рождения в Республике Камерун, являются центры регистрации актов гражданского состояния, расположенные в муниципалитете по месту жительства или рождения заявителя. 

В иностранном государстве, где существует дипломатическая или консульская миссия Республики Камерун, ответственным за регистрацию рождения считается руководитель загранучреждения или лицо, его замещающее. 

В подтверждение регистрации рождения заявителю выдается Свидетельство о рождении (Acte de naissance). 

Практикуется регистрация рождения детей, имеющих по рождению гражданство иного государства. 

Выдачу повторного свидетельства о рождении возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в территориальном центре регистрации актов гражданского состояния, где изначально производилась соответствующая процедура. 

2. Государственная регистрация заключения брака.

Компетентными органами, осуществляющими регистрацию заключения брака в Республике Камерун, являются центры регистрации актов гражданского состояния, расположенные в муниципалитете по месту жительства или рождения заявителей. 

В иностранном государстве, где существует дипломатическая или консульская миссия Республики Камерун, ответственным за регистрацию заключения брака (в том числе смешанного) считается руководитель загранучреждения или лицо, его замещающее.

В подтверждение регистрации заключения брака выдается свидетельство о заключении брака (Acte de marriage). 

Процедура перемены фамилии добровольная и предусматривается только со стороны супруги в формате рукописной отметки уполномоченного служащего на полях или на обратной стороне выдаваемого документа и свидетельства о рождении. В ней указывается, что гражданка дополняет свою фамилию фамилией мужа: «жена (Фамилия супруга)» – «Epse (…)». 

Регистрация заключения брака между двумя иностранными гражданами не практикуется. Возможна регистрация заключения брака между гражданином Республики Камерун и иностранным гражданином. В таком случае иностранный гражданин должен предоставить свой заграничный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также легализованную справку о безбрачии с нотариально заверенным переводом на французский язык. 

Выдачу повторного свидетельства о заключении брака возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в территориальном центре регистрации актов гражданского состояния, где изначально производилась соответствующая процедура.

3. Государственная регистрация расторжения брака. 

Компетентными органами, осуществляющими регистрацию расторжения брака в Республике Камерун, являются Суд высокой инстанции и Суд первой инстанции.

Дипломатические и консульские должностные лица Республики Камерун не уполномочены осуществлять государственную регистрацию расторжения брака.

В подтверждение регистрации расторжения брака на полях или на обратной стороне свидетельства о заключении брака и в свидетельстве о рождении граждан проставляется соответствующая рукописная отметка уполномоченного служащего. 

Поскольку принятие решения о расторжении брака находится в компетенции одного из двух камерунских судов, непосредственная регистрация расторжения брака осуществляется в тех же инстанциях. 

Регистрация расторжения брака в отношении иностранных граждан не практикуется. В случае расторжения смешанного брака, зарегистрированного камерунским должностным лицом, в суд требуется представить письменное заявление, удостоверение личности и свидетельство о заключении брака. 

Выдачу повторного свидетельства о заключении брака с отметкой о разводе возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в Суде высокой инстанции и Суде первой инстанции Республики Камерун, где производилась соответствующая процедура.

4. Государственная регистрация установления отцовства. 

Компетентными органы, осуществляющими регистрацию установления отцовства в Республике Камерун, являются центры регистрации актов гражданского состояния, расположенные в муниципалитете по месту жительства или рождения заявителей.

Дипломатические и консульские должностные лица Республики Камерун не уполномочены осуществлять государственную регистрацию установления отцовства. 

В подтверждение регистрации установления отцовства производится внесение соответствующей рукописной отметки уполномоченного служащего в свидетельство о рождении ребенка. 

Выдачу повторного свидетельства о рождении с отметкой об установлении отцовства возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в территориальном центре регистрации актов гражданского состояния, где изначально производилась соответствующая процедура.

5. Государственная регистрация перемена имени.

Компетентным органом, осуществляющим регистрацию перемены имени в Республике Камерун, является Министерство юстиции.

Дипломатические и консульские должностные лица Республики Камерун не уполномочены осуществлять государственную регистрацию перемены имени. 

В случае представления веских оснований для начала процедуры (данная фамилия носит оскорбительный характер, родственник с той же фамилией совершил преступление, фамилия противоречит религиозным установкам заявителя и т.п.), а также при положительном рассмотрении заявки кабинетом Министра Юстиции-Хранителя Печати и впоследствии издания Указа Президента Республики Камерун в подтверждение перемены имени в свидетельстве о рождении заявителя производятся соответствующие изменения в формате рукописной отметки уполномоченного служащего. 

Выдачу повторного свидетельства о рождении с отметкой о перемене имени возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в Министерстве Юстиций Республики Камерун. 

6. Государственная регистрация усыновления. 

Компетентными органами, осуществляющими регистрацию усыновления в Республике Камерун, являются центры регистрации актов гражданского состояния, расположенные в муниципалитете по месту жительства или рождения заявителей.

В подтверждение регистрации усыновления производится внесение сведений об отце в свидетельство о рождении ребенка, а также рукописная отметка уполномоченного служащего, содержащая сведения об обстоятельствах заполнения соответствующей графы в документе. 

Выдачу повторного свидетельства о рождении с отметкой о перемене имени возможно осуществить лично или через представителя, действующего по письменной доверенности, в территориальном центре регистрации актов гражданского состояния, где изначально производилась процедура.

7. Государственная регистрация смерти.

Компетентными органами, осуществляющими регистрацию смерти в Республике Камерун, являются центры регистрации актов гражданского состояния, расположенные в муниципалитете по месту жительства
 или рождения заявителей.

В иностранном государстве, где существует дипломатическая или консульская миссия Республики Камерун, ответственным за регистрацию смерти считается руководитель загранучреждения или лицо, его замещающее.

В подтверждение регистрации смерти выдается свидетельство о смерти (Acte de décès). 

Выдачу повторного свидетельства о смерти возможно осуществить лично или через уполномоченного представителя, действующего по письменной доверенности, в территориальном центре регистрации актов гражданского состояния, где изначально производилась соответствующая процедура.

Для регистрации смерти иностранного гражданина предоставляются заявление о регистрации смерти, медицинское заключение, а также документы, удостоверяющие личность покойного и заявителя.